АЛХИМИЯ [позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия;
возможно, от греч. chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma
- жидкость. литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др.
Египта, от др. -егип. хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной
земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой)
- явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл.
эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). алхимия существовала
еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве,
доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена
становления там буддизмалхимия Но наиб. распространение она получила в средневековой
Европе. В данной статье речь пойдет об алхимия преим. в этом регионе.
алхимия связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро)
из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов
с помощью гипотетич. вещества - "философского камня". Сами алхимики называли
свою деятельность scientia immutabilis - "наукой неизменной".
Первый этап алхимия (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии
(2-4 вв.). Это было время становления алхимия в составе позднеэллинистич. герметич.
философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного
основателя алхимия) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских
и неоплатонич. умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских
философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между
ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея
и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует
с веществом и одновременно размышляет над его природой.
Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца,
стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. настоев) в осн. совпадают:
аппараты, приборы, посуда, веществалхимия Совпадает и характер деятельности: открытие,
наблюдение и описание веществ и их взаимодействий, препаративные процедуры
и технологич. операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная,
направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира,
представленной в алхимия в специ-фич. образах-понятиях ("философский камень",
целительные панацеи, алкагест - универсальный растворитель, гомункул - искусственный
человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося
природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию.
Алхимик теоретически осмысливает хим. ремесло и как бы приспосабливает
к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование.
Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире
— трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире
- личное совершенствование; созерцание бога и приобщение к нему через его
слово - в мире неземном. алхимия, следовательно, одновременно представляла два
рода деятельности - "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию"
(определенную мировоззренч. доктрину).
В 7-11 вв. алхимия ни в практич., ни в теоретич. отношениях не обогатила
средневековое природознание.
На втором этапе (12-14 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой
европейского средневековья, пребывая между практич. химией и "естественной
философией", основанной на христианизир. учении Аристотеля о материальном
мире. (Мир веществ, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий
- земли, воды. воздуха. огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью,
влажностью, холодом, теплом.) В результате алхимия рационализируется, приобретая
черты лишь внеш. образом алхимизированной практич. химии, с одной стороны,
и деятельности, направленной на познание вещества, - с другой.
Названные выше образы-понятия алхимия существуют не сами по себе, а в конкретных
познавательно-практич. проблемах, связанных с преобразованием веществалхимия Мысль
о всеобщей пре-вращаемости вещества, из которой следует возможность трансмутации
металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности
всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных
качеств. принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто
иное - вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью
соответствующих лаб. приемов. Аристотелева вода, например, у алхимиков - знак
холодного и влажного, но и та вода, которую можно пить, и aqua fortis (азотная
к-та), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают
веществ. характер, выстраиваясь в триаду алхим. начал-принципов и вместе
с тем веществ: ртуть. сера и соль. Принцип и вещество вместе: "Возьми, сын мой.
три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально
отличного от нынешнего, мышления.
Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости свойство-св-во
(блеск золота, например, зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению
принципиально иной зависимости состав - свойство. При этом антиатомистич.
представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность
тела) и "биологическая" индивидуация (тело - живой организм) стать физ.-хим.
атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость
и неизменяемость единицы вещества, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной.
В этом случае следовало бы отказаться от алхим. веществ-принципов (ртуть,
соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, например,
простыми хим. элементами в современном смысле. Т. обр., атомизм-в некотором
роде логич. будущее алхимия
Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям
средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту оксфордской
школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы
Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые
номинализм (имя-идея вещи - лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи
так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки
нового времени, оперирующей с реальными веществами, но осмысляемыми с помощью
соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный алхимия
научной химии - науке нового времени.
Учение об алхим. субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина,
различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий"
характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл
- освобождающих его от порчи. Эта практич. установка находится в соответствии
со след. двумя устремлениями алхим. мысли. Первое: разрушение видимых форм
в-ва, физ. и физ.-хим. воздействия на вещество (дробление, измельчение. растирание,
обжиг, растворение вещества в минеральных кислотах и др.). Так алхимик выявляет
сокровенную сущность - квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. свойств кроме
идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской алхимия). На этом
пути - физикализация алхимия Второе: одухотворенная предметность (зооморфные,
антропоморфные, анимистич. представления о веществе, "исцеление" вещества с помощью
"медикамента" - "философского камня"). На этом пути - биологизация алхимия,
ведущая с формированию идеи хим. индивидуальности. Во взаимодействии этих
устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся
меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией.
Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих:
1) ритуально-магич. опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются
соответствующими заклинательными ф-лами, выражаемыми особым символич. языком
(мир веществ - мир символич. их заменителей, причем последний истиннее первого,
ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, "дело это
делает рука", с другой - "деяние это творит десница"); 2) система определенных
лаб. приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат;
3) синтетич. искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь.
Так в рамках алхимия воспроизводится особый тип познавательно-практич. деятельности,
непосредственно предшествовавший химии нового времени.
Но реальный путь от алхимия к химии оказался трудным. Потребовалось длительное
взаимод. трех направлений средневекового природознания (схоластич. теоретизирования,
ремесленного опыта и алхимия), прежде чем experientia как опытность, знание
и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту.
Именно в силу обретения алхимия собственного теоретич. взгляда на свой предмет
главные практич. вклады алхимия приходятся на 8-12 вв. в арабском мире и на
12-14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная кислоты, винный спирт.
эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы,
колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации. кувшины, щипцы,
воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры,
печи. Разработаны операции с различными веществами - дистилляция. возгонка,
растворение, осаждение, измельчение. прокаливание до постоянного весалхимия
Расширен ассортимент веществ, используемых в лаб. практике: нашатырь, сулема,
селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны
классификации веществ. Впервые описано взаимодействие кислоты и щелочи. Открыты
сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил
факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона
"Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич.
соотношений и принципу постоянства составалхимия Ему же принадлежит систематизированное
описание свойств семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного свойства
алхимия должна разделить с хим. ремеслом.
Во многом сходна с европейской алхимия арабского мира 8-12 вв. (Бл. Восток
и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения
М. Бертло о проникновении алхимия в Европу через арабов.
Практич. химия шла путем эмпи-рич. поиска, лишь оттеняя особую природу
алхимия
Третий этап алхимия (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового
мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для
ренессансного неоплатонизмалхимия В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший
злато-сереброискательскую алхимия на лекарственную-иатрохимию (греч. iatros-врач).
алхимия в эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс.
Т. обр., в ходе историч. взаимодействия с умозрительным природознанием
и хим. ремеслом алхимия трансформируется в научную химию. Под влиянием алхимия взаимоизменились
хим. ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. технологией
и опытно-индуктивной наукой 17 в.
Лит.: Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры,
М., 1979; его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних
до элементов Бойля, М., 1981; Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953;
Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963; Thorndike L., A history
of magic and experimental science, v. 1-8, N.Y., 1923-41. В.Л.Рабинович.