поиск |
|
| ОЧМ | ОЧИ | ||
| 110 | 107,5 | ||
| 100 | 105,7 | ||
| 91,0 | 93,6 | ||
Изобутан | 99,0 | 101,1 | ||
| 61,7 | 61,7 | ||
2-Метилбутан | 90,3 | 92,3 | ||
2,2,3-Триметилбутан | 101,0 | 105,0 | ||
1.Пентан | 77,1 | 90,9 | ||
2-Метил-1-бутен | 81,9 | 101,3 | ||
2-Метил-2-бутен | 84,7 | 97,3 | ||
Метилциклопентан | 80,0 | 91,3 | ||
| 77,2 | 83,0 | ||
| 111,6 | 113,0 | ||
| 102,1 | 115,7 | ||
| 41-56 | 43-58 | ||
| 65-70 | 70-75 | ||
| 75-81 | 80-85 | ||
| 77-86 | 83-97 | ||
Полимербензин | 85 | 100 | ||
Алкилат | 90 | 92 | ||
Алкилбензол | 100 | 107 | ||
Метил-трет-бутиловый эфир | - | 117* | ||
* О. ч. определено при смешении с бензином.
Т.к. при эксплуатации полноразмерного двигателя на переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонац. стойкость его легких и тяжелых фракций. О. ч. бензина с учетом его фракционирования в двигателе получило назв. октанового числа распределения (ОЧР). В связи со сложностью определения О. ч. на двигателях разработаны методы косвенной оценки детонац. стойкости по физ.-хим. показателям и по характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.
Углеводороды, содержащиеся в топливах, значительно различаются по детонац. стойкости: наибольшие О. ч. имеют ароматич. углеводороды и парафиновые углеводороды разветвленного строения, наименьшие О. ч.-парафиновые углеводороды нормального строения. Среди топлив нефтяного происхождения наиб. высокие О. ч. имеют бензины, полученные каталитическим риформингом и крекингом, наименьшие О. ч. у бензинов прямой перегонки (см. табл.).
Повышение О. ч. топлив достигается добавлением высокооктановых компонентов и антидетонац. присадок (см. Антидетонаторы моторных топлив).
Лит.: Гуреев А. А., Жаров Ю. М., Смидович Е. В., Производство высокооктановых бензинов, М., 1981; Гуреев А. А., Серегин Е. П., Азе в В. С., Квалификационные методы испытания нефтяных топлив, М., 1984.
А. А. Гуреев.