АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ, пластичные смазки для уменьшения и предотвращения
износа трущихся деталей, снижения трения скольжения. Для приготовления
антифрикционные смазки используют главным образом нефтяные масла малой и средней вязкости (v50
от 20 до 50 мм2/с, где v50-кинематич. вязкость при
50°С), реже - более вязкие нефтяные и синтетич. масла (до 0,5% произ-ва
антифрикционные смазки). Загущают антифрикционные смазки обычно солями высших жирных кислот (Li, Ca, Na, Ba,
A1 и смешанными), а также гидрофобизированным силикагелем. глиной. неорг.
пигментами, алкил-, ацил- и арилпроизводными мочевины. полимерами и др.
Стойкость к окислению. консервационные и противоизносные свойства улучшают,
вводя соответствующие присадки к смазочным материалам.
антифрикционные смазки применяют в узлах трения всех видов, кроме скоростных подшипников,
редукторов и механизмов с циркуляц. смазочной системой, где вместо них
используют смазочные масла. антифрикционные смазки лучше, чем масла, удерживаются в узлах
трения на движущихся деталях, вертикальных пов-стях. При их применении
снижаются требования к герметичности смазываемых узлов, но не осуществляется
теплоотвод от трущихся деталей.
антифрикционные смазки работоспособны при температурах от — 100 до 350°С. Миним. температура лимитируется
гл. обр. увеличением динамич. вязкости (св. 2 кПа*с при скорости деформации
10 с -1), максимальная - температурой плавления или разложения загустителя,
испаряемостью, стойкостью к окислению. трибохим. стабильностью и др. Эксплуатац.
св-ва антифрикционные смазки зависят также от их реологич. характеристик, мех. и коллоидной
стабильности, термо- и водостойкости. При техн. контроле антифрикционные смазки, как правило,
оценивают и их условные показатели: пенетрацию - глубину погружения (в
долях мм) стандартного корпуса за 5 с и температуру каплепадения по Уббелоде.
антифрикционные смазки общего назначения для обычных температур (солидолы)получают загущением
нефтяных масел (v50 от 20 до 50 мм2/с) Са-мылом (10-15%)
на основе жиров (солидол Ж) или синтетич. жирных кислот (солидол С). Выпуск
солидолов в разл. странах составляет от 30 до 70% всех антифрикционные смазки Они водостойки,
имеют низкую температуру каплепадения (75 - 100°С), хорошие противоизносные свойства
и применяются при невысоких скоростях, нагрузках и температурах от — 30 до 70
°С.
антифрикционные смазки общего назначения для повышенных температур (консталины и др.) приготовляют
загущением нефтяных масел Na-мылами. Они не водостойки, работоспособны
до 110 - 120еС, поэтому заменяются многоцелевыми антифрикционные смазки, получаемыми
в основном загущением нефтяных масел (v50 50 мм2/с)
Li-мылом 12-гидроксистеариновой кислоты. В многоцелевые антифрикционные смазки вводят антиокислительные,
антифрикционные и др. присадки. Произ-во отечеств. многоцелевой антифрикционные смазки литол-24
достигло 30 тыс. т/год (1983). Многоцелевые антифрикционные смазки используют во всех осн.
узлах трения. Они водостойки, механически стабильны, характеризуются высокой
т-рой каплепадения (170 - 200°С). Литол-24 заменяет практически все смазки
общего назначения.
Термостойкие смазки приготовляют главным образом на основе синтетич. масел
- полиорганосилоксановых, перфторал-килполиэфирных и на основе вязких нефтяных
масел. Загущают их смешанными мылами. неорг. пигментами. техн. углеродом.
силикагелем. Эти смазки применяют при температурах до 250°С, кратковременно (десятки
часов) - до 350°С.
Морозостойкие антифрикционные смазки получают загущением нефтяных и синтетич. масел, имеющих
небольшую вязкость при низких температурах. Их используют в маломощных механизмах,
эксплуатируемых на открытом воздухе в Арктике, а также в узлах летательных
аппаратов и т. п.Такие смазки работоспособны до — 60оС, а иногда
и при более низких температурах.
Противозадирные антифрикционные смазки содержат эффективные присадки или антифрикц. добавки
(MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных
подшипниках скольжения и качения. В особых случаях используют противоизносные,
приработочные пасты, содержащие до 60-70% MoS2.
Химически стойкие антифрикционные смазки инертны к газообразному и жидкому О2,
H2SO4, HNO3, аминам, гидразинам и др.
агрессивным средам. Их получают загущением фторорг. жидкостей, синтетич.
углеводородных масел (реже - белых масел) политетрафторэтиленом, силикагелем.
белым парафином. Широко распространены относительно дешевые углеводородные
смазки, ограниченно стойкие к окислителям. Особо стойки к окислителям,
аминам и иным коррозионноактивным средам антифрикционные смазки на основе перфторалкилполиэфиров,
применяемые, например, в кислородно-дыхат. аппаратуре, насосах для окислителей
и ракетных топлив.
Радиационнестойкие антифрикционные смазки приготовляют загущением ароматизиров. нефтяных
масел или алкилбензолов силикагелем. Они стойки при поглощенных дозах излучения
до 106-107 Гр, а обычные смазки-до 5*103-104Гр.
Различают также неск. групп специализиров. А.с - индустриальные, автомобильные,
железнодорожные, авиационные, космические, приборные.
Мировое производство антифрикционные смазки 0,8-1 млн. т/год (3-4% от выпуска всех смазочных
материалов). Общее число марок антифрикционные смазки, вырабатываемых в разных странах,
достигает 5000, в СССР-до 200. Главные области потребления ( > 50% от выпуска)
- с.-х. и индустриальные механизмы, автомобильный транспорт. См. также
Металлоплакирующие
смазочные материалы.
Лит.: Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2
изд., М., 1974; его же, Пластичные смазки в СССР. Ассортимент. Справочник,
М., 1979.