ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО, характеризует воспламеняемость
и сгорание топлив в дизельных двигателях. Численно равно содержанию (%
по объему) цетана (цетановое число этого соед. принято за 100) в его смеси с метилнафталином
(цетановое число равно 0), при котором данная смесь эквивалентна по воспламеняемости
исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Напр., если испытуемое
топливо в камере сгорания двигателя воспламеняется так же, как смесь 45%
цетана и 55% метилнафталина,
то такое топливо имеет цетановое число 45.
цетановое число определяется строением и содержанием
углеводородов, входящих в состав топлива (см. Дизельные топлива). Наиб.
высокие цетановое число характерны для парафиновых углеводородов нормального строения,
минимальные - для ароматич. углеводородов (особенно для бициклических);
с увеличением содержания последних цетановое число уменьшается. Для высококипящих
фракций дизельных топливцетановое число, как правило, выше, чем для низкокипящих.
Испытания топлив на воспламеняемость проводят
на спец. установке с одноцилиндровым двигателем, определяя длительность
периода задержки воспламенения исследуемого образца после его впрыска в
камеру сгорания. Для оценки цетановое число расчетным путем по разл. физ.-хим. показателям
топлив (средняя температура кипения, групповой углеводородный состав, вязкость,
плотность и др.) предложен ряд эмпирич. ф-л. Используя одну из них, находят
т. наз. дизельный индекс (характеризует пусковые свойства и испаряемость топлива):
где tан - анилиновая
точка, °С; -
плотн. топлива при 15 °С. Значениям ДИ соответствуют определенные значения
цетановое число:
Установлено, что углеводороды с высокими
цетановое число обладают низкой детонац. стойкостью, т. е. чем выше октановое числотоплива, тем ниже его цетановое число и наоборот. Добавление в дизельные
топлива бензиновых фракций всегда приводит к снижению их цетановое число Для его
повышения (на 8-12%) в топливо вводят в кол-вах 0,5-1,0% по массе спец.
присадки, например изопропилнитрат.
Лит.: Гуреев А. А., Фукс И. Г.,
Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 137-40.