Новости химической науки > В космосе впервые обнаружены хиральные молекулы

21.6.2016
средняя оценка статьи - 3.4 (5 оценок) Подписаться на RSS

Астрономам впервые удалось найти в космосе хиральные молекулы. Хотя право- и левовращающие молекулы к настоящему времени уже были обнаружены в метеоритах, это первый пример обнаружения оптически активных соединений в межзвездном пространстве. Результаты исследования могут стать новой точкой отсчета о происхождении жизни.

Исследователи из группы Бретта МакГвайра обнаружили пропиленоксид в газопылевом облаке Стрелец B2, регионе космического пространства, в котором протекают процессы звездообразования. (Рисунок из Science, 2016, 352, 1449)

Целый ряд органических молекул существует в виде пар зеркальных изомеров (энантиомеров) – веществ, характеризующихся одинаковым набором химических связей, но отличающихся друг от друга как отражение в зеркале. Физические свойства этих веществ различаются только по отношению к вращению плоскости поляризованного света (проявляют оптическую активность), а химические различия зеркальных изомеров проявляются только при их взаимодействии с асимметрическими веществами, которые вами способны к существованию в виде энантиомеров. Подавляющее большинство биологически важных соединений оптически активны, при этом в обменных процессах всех живых организмов на Земле участвуют строго определенные зеркальные изомеры сахаров, аминокислот и продуктов их биохимической конденсации. В поиске и обсуждении причин гомохиральности веществ, образующих живую ткань, принимает участие огромное количество ученых, некоторые уверены, что причины такой гомохиральности следует искать в открытом космосе.

В поисках аргументов, подтверждающих или опровергающих возможность образования оптически активных веществ, а также повышенного накопления одной из форм оптического изомера в межзвездном пространстве исследователи из группы Бретта МакГвайра (Brett McGuire) решили поискать хиральные соединения с помощью австралийского радиотелескопа CSIRO Parkes. Попытка удалась – в газопылевом облаке Стрелец B2, регионе космического пространства, в котором протекают процессы звездообразования, им удалось наблюдать право- и левовращающие формы пропиленоксида.

Хотя сам по себе факт наблюдения хиральных молекул в космосе не может объяснять причины гомохиральности, космохимики говорят, что сам факт обнаружения хиральных соединений телескопами такого типа говорит об их достаточной чувствительности и перспективной возможности для поиска примеров энантиомерного избытка одного из изомеров в межзвездном пространстве.

Источник: Science, 2016, 352, 1449 (DOI: 10.1126/science.aae0328)