Учебник "Теория строения и взаимодействия с излучением&

как найти книгу или статью? не поделится ли кто-нибудь программой? если у вас такой вопрос - значит, вам сюда!
Nord
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 5:36 pm

Учебник "Теория строения и взаимодействия с излучением&

Сообщение Nord » Чт дек 02, 2004 1:41 pm


Уважаемы форумчане!

Из печати вышла (наконец-то) третья, последняя часть учебника Ю. В. Новаковской “Молекулярные системы - Полуклассическая теория взаимодействия молекул с излучением”. Данный учебник нацелен в первую очередь на студентов 3-го курса общего потока, но объем материала в нем намного превосходит требование программы, делая его полезным студентам спецгрупп, аспирантам и научным сотрудникам, заинтересованным в более глубоком освоении теоретической химии.

Традиционно в курсе строения молекул освещаемые вопросы страдают от недостатка времени, значительная часть студентов получает начальные знания на одной-двух последних лекциях курса или даже на предэкзаменационной консультации. Данная часть призвана восполнить это упущение.

Вопросы, освещенные в третьей части тесно перекрываются с широким кругом методов и подходов, используемых не только теоретиками, но и экспериментаторами. Освещены теоретические основы значительного круга спектроскопических методов – спектроскопии поглощения и рассеяния, а также магнитно-резонансных методов.

Нетрадиционный подход к изложению, вкупе с краткими, но по возможности строгими математическими обоснованиями, как мы надеемся, обеспечит легкое и эффективное усвоение материала учебника.

Особое внимание уделено связи теоретических выводов с экспериментальными результатами, даны многочисленные примеры реальных спектров. Учебник снабжен краткой справочной информацией по электромагнетизму и классическим способам описания взаимодействия вещества с полем.

Третья часть учебника будет доступна примерно с середины следующей недели ( 6-10 декабря 2004 ) в абонементе Химфака и библиотеке учебных пособий (БУПе)
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки

Ева
Сообщения: 243
Зарегистрирован: Пт апр 02, 2004 5:08 pm

Сообщение Ева » Чт дек 02, 2004 2:35 pm

а Норд к этой книжке тоже руку и мозги приложил? я правильно думаю?
Если бы я был
маленький,
как океан...... если б был я
тихий,
как гром

Nord
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 5:36 pm

Сообщение Nord » Чт дек 02, 2004 2:42 pm

Сообщение чисто информационное, связанное с тем, что издание окончено.
Фамилия человека, приложившего "руки и мозги" указана на обложке.
Просьба, если будет интерес и(или) необходимость прочитать учебник или часть из него, высказать свое мнение и предложения.
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки

Ева
Сообщения: 243
Зарегистрирован: Пт апр 02, 2004 5:08 pm

Сообщение Ева » Чт дек 02, 2004 2:50 pm

эх, где была раньше эта книжка - только и остаётся сказать
Если бы я был
маленький,
как океан...... если б был я
тихий,
как гром

Аватара пользователя
Himera
Сообщения: 3454
Зарегистрирован: Ср мар 05, 2003 5:38 pm
Контактная информация:

Сообщение Himera » Чт дек 02, 2004 5:09 pm

"Третья часть"... А первые две - это что?

Nord
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 5:36 pm

Сообщение Nord » Чт дек 02, 2004 5:23 pm

Первые 2 части уже доступны в библиотеке :)
1-я часть - "Общие основы квантовой механики и теории симметрии" Вводная, справочная часть, предназначенная для беглого обзора необходимого математического и физического аппарата. Не претендуя на полноту охвата, дает минимум, необходимый для понимания дальнейшего материала
2-я часть - "Квантовые состояния молекул" описаны задачи и приемы решения электронной и ядерной задачи. Обзор того, что называется квантовой химией и рассмотрение иерархии "электронные - колебательные - вращательные" энергетические уровни.
3-я часть, уже представленная - "Взаимодействие с электромагнитным полем"
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки

Аватара пользователя
Himera
Сообщения: 3454
Зарегистрирован: Ср мар 05, 2003 5:38 pm
Контактная информация:

Сообщение Himera » Чт дек 02, 2004 5:37 pm

Ха, ребят, а сотрудники вашей лаборатории находятся в смертельной вражде и принципиально не рекламируют друг друга? Пупышев молчал как партизан... Судя по методичке о кинетике, не питаю никаких иллюзий, но в условиях полного отсутствия литературы каждый один дорог.

Nord
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 5:36 pm

Сообщение Nord » Чт дек 02, 2004 5:46 pm

Методичка по кинетике - весьма узконишевый продукт. А это в учебник для широкого пользования.
Кроме того, при его написании учитывалось мнение и опыт преподавания многих сотрудников лаборатории.
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки

Аватара пользователя
Himera
Сообщения: 3454
Зарегистрирован: Ср мар 05, 2003 5:38 pm
Контактная информация:

Сообщение Himera » Чт дек 02, 2004 5:59 pm

Nord писал(а):Кроме того, при его написании учитывалось мнение и опыт преподавания многих сотрудников лаборатории.
А вот это мы как раз и проверим... был у меня тут летом опыт по поводу "опыта преподавания многих сотрудников". Тогда меня, мягко говоря, восхитило;) В общем, почитаю - выскажусь...

Гость

Сообщение Гость » Чт дек 02, 2004 9:47 pm

Будем надеяться, что книжка хоть на шаг отодвинет от нас смерть на зачете/экзамене... :cry:

P.S. А вообще в книжках Новаковской все объяснено ИМХО намного понятнее, чем, скажем, в каком-нибудь Татевском...

Аватара пользователя
Павел
Сообщения: 190
Зарегистрирован: Чт фев 19, 2004 9:21 am

Сообщение Павел » Чт дек 02, 2004 10:31 pm

Да. По-моему очень ценные издания, весьма полно и доступно. Рулез короче!

Аватара пользователя
brosnan
Сообщения: 252
Зарегистрирован: Ср мар 12, 2003 4:27 pm

Сообщение brosnan » Пт дек 03, 2004 5:27 pm

я уже в очередь в БУПе записался
People could trust me…

Александра
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Ср окт 22, 2003 8:37 pm

Сообщение Александра » Пт дек 03, 2004 8:48 pm

Безо всякой очереди сегодня взяла в БУпе эту книжку. Теперь не отмазаться.... :wink:

Александра
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Ср окт 22, 2003 8:37 pm

Сообщение Александра » Пт дек 03, 2004 8:53 pm

Беломорканал писал(а): P.S. А вообще в книжках Новаковской все объяснено ИМХО намного понятнее, чем, скажем, в каком-нибудь Татевском...
Ну, в Татевском до сей поры я вообще немногое находила по программе. А вот летом я прониклась учебником Степанова, правда, после того, как выяснила где находятся опесатки и как оно должно быть. Жаль, в этом году достался другой экземпляр книги. :(

Аватара пользователя
Cezar
Сообщения: 3481
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2003 6:31 pm
Контактная информация:

Сообщение Cezar » Сб дек 04, 2004 12:18 am

Ну, в Татевском до сей поры я вообще немногое находила по программе.
А, вот, как увидите экзаменационные билеты, тут и обнаружите, что всего Татевского надо выучить... :wink:
Необходимость преодоления собственного интеллектуального ничтожества есть необходимое и достаточное ограничение в доступе к научной информации

Александра
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Ср окт 22, 2003 8:37 pm

Сообщение Александра » Вс дек 05, 2004 9:10 pm

мдям-с :? ну, что ж...

Аватара пользователя
Himera
Сообщения: 3454
Зарегистрирован: Ср мар 05, 2003 5:38 pm
Контактная информация:

Сообщение Himera » Ср янв 19, 2005 12:26 pm

Ну ладно... Nord хотел комментариев - вот они: здесь - общие, а конкретные замечания минут через 15-20 отправятся в сторону Ц-16 личным сообщением.

1. Это не учебник; и не только потому, что учебник не издаётся тремя книжками по 150 страниц общим тиражом 200 экземпляров. Учебнику вроде как положено иметь общую тему, вокруг которой строится изложение. Здесь же банально сшиты электронное строение молекулы, описание движения ядер и теория взаимодействия с излучением. Сшиты, исходя из программы общего потока по строймолу, и не более, поскольку квантовохимическая часть совершенно не нужна для рассмотрения вопросов спектроскопии, и наоборот. По этой причине надо честно признать: создана методичка; большая, толстая (если сложить книги стопочкой), но методичка. Слова
Nord писал(а):Данный учебник нацелен в первую очередь на студентов 3-го курса общего потока, но объем материала в нем намного превосходит требование программы, делая его полезным студентам спецгрупп, аспирантам и научным сотрудникам, заинтересованным в более глубоком освоении теоретической химии.
посмешили... Ну да: это не программа общего потока, это программа 11 группы, но причём здесь аспиранты? Или им ту же хрень читают? Исходя из дискуссии в двух соседних ветках, я бы никому не рекомендовал изучать кв. химию по этой методичке. Спектроскопию - да, возможно.

2. Методичность изложения - находится, вообще говоря, на неплохом уровне. Разбиение материала по главам и параграфам осуществлено разумно, а расставлены эти главы в логичной последовательности. Здесь вопросов, вообще говоря, нет - кроме одного, но любимого. Попадание DFT в раздел "Учёт электронных корреляций" - это круто; то есть даже среди полуэмпирики выглядело бы логичнее. Нет, я понимаю: имеется глухая неприязнь к методу, но дедушка Кон не зря ведь объяснял всем в своей нобелевской лекции - можно описать систему волновой функцией, а можно функцией электронной плотности. Это принципиально разные вещи; и даже если кому-то кажется, что в молекулах описание через электронную плотность бессмысленно, то это ещё не означает, что, например, в твёрдых телах плотностное описание куда более естественно и просто. По смыслу ХФ и DFT должны быть представлены как два разных подхода... ну если не из соображений здравого смысла, то хотя бы из уважению к Кону;)

3. Простота и ясность - на высоте; ещё один признак, отличающий методичку от учебника, - очень подробное проведение некоторых выкладок. На этом фоне, правда, удивляет полное отсутствие ряда важных (простых и коротких) математических комментариев вроде того, почему при решении прямой колебательной задачи две матрицы дигонализуются одновременно. Или какое-то неполноценное доказательство теоремы Вигнера-Эккарта - только для невырожденного случая. Принцип, по которому именно эти моменты были опущены, остался неясным.

4. Стиль и грамматика - общего стиля у методички просто нет. В ряде мест, которые, по-видимому, нравятся автору (например, правила отбора) текст написан довольно гладко. В других местах (особенно в квантовохимической части) всё, наоборот, очень скучно. По общему впечатлению стиль текста весьма коряв, что, опять-таки, допустимо для методички и недопустимо для учебника.

Отдельных слов заслуживает грамматика. Плотность ошибок хорошо показывает, какие параграфы кто-то кроме автора читал, а каких вообще не касалась чужая правка. Честно говоря, для меня стала неожиданностью вопиющая безграмотность автора. Школьные учебники проходят, как известно, медицинскую экспертизу - проверку на размер шрифта, качество печати, дабы дети глаза не портили, и так далее. Грамматическую экспертизу методичка Новаковской с треском провалила. Безграмотный текст - не только неуважение к читателю, но и вред языку в целом, благо книга и только книга может быть образцом грамотности.

5. Оформление - ну ребят, какого чёрта лаборатория, единственным оборудованием которой является компьютер, не может сверстать текст в Texe? Издание физ-мат. текстов при помощи Worda воспринимается в издательском мире как порнография - примерно такая же, как регулярное употребление оборота "в отсутствии". Ну стыдно просто подобные вещи делать... Ясно, что оформление никак не влияет на содержание книги, но её элементарно неприятно читать. Эстетическое удовольствие от учебника - далеко не последний фактор его успеха.

Резюме: единственным достоинством методички Новаковской является довольно точное соответствие программе нынешних учебных курсов Химфака. Благодаря этому отпала необходимость выискивать многие вопросы в горе постронней литературы. Думаю, что книга написана понятно для подавляющего большинства студентов, хотя это вряд ли является серьёзным достоинством: просто учебники Степанова являются верхом идиотизма в области учебной литературы. Тем не менее, методичка Новаковской не гарантирует:

1) Успешной сдачи экзамена; по своему опыту общения со многими преподавателями строймола могу сказать, что каждый из них имеет своё, слегка (а иногда и не слегка) отличное от других понимание базовых вопросов предмета, а также некоторые другие "любимые пунктики". Я не знаю, какой опыт чьего преподавания был учтён при написании методички (особенно если вспомнить о том, как некоторые разделы вообще никто не читал), но могу точно сказать, что у большинства сотрудников лаборатории найдутся претензии, причём претензии (в их понимании) серьёзные.

2) Знания предмета. Есть другие, гораздо лучше написанные и более информативные учебники по кв. химии; к сожалению, правда, англоязычные. Что же касается молекулярной спектроскопии, то для людей, собирающихся работать вблизи одноимённое лаборатории, что-то, наверное, полезно. Для остальных же, IMHO, с лихвой хватит Драго или Вилкова-Пентина, поскольку методичка Новаковской не содержит ничего кроме математики, обосновывающей правила отбора этой самой спектроскопии. "Узконишевый", так сказать, продукт...

Nord
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2004 5:36 pm

Сообщение Nord » Ср янв 19, 2005 1:02 pm

Хорошо, спасибо.
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки

Аватара пользователя
Himera
Сообщения: 3454
Зарегистрирован: Ср мар 05, 2003 5:38 pm
Контактная информация:

Сообщение Himera » Ср янв 19, 2005 1:11 pm

Пять в зачётку?

Аватара пользователя
Cezar
Сообщения: 3481
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2003 6:31 pm
Контактная информация:

Сообщение Cezar » Ср янв 19, 2005 1:50 pm

Нет, думаю так:

5 баллоффф. Зачооооооооот!!!!
Необходимость преодоления собственного интеллектуального ничтожества есть необходимое и достаточное ограничение в доступе к научной информации

Ответить

Вернуться в «обмен книгами, статьями, программами»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей