https://grandrienko.com/history.html
На самом деле в статье почти нет мистики и тем более нет религии, скорее статья посвящена политологии (история и роль западной цивилизации).
Краткое изложение:
В статье приводятся аргументы в пользу точки зрения, что история управляется не только законами теории вероятностей, но в ней также присутствует некий “мистический фактор”.
Этот фактор, как полагает автор, с древних времён защищал западную цивилизацию и демократию. Если бы история управлялась только законами теории вероятностей, не было бы никаких шансов, что западная цивилизация распространится на большей части Земли. Этот вывод обусловлен тем, что при прямом столкновении общества западного и восточного, если одинаково научно-техническое развитие сторон, первое обычно оказывается слабее – потому что в обществе западного типа всегда находятся “пятые колонны”, пораженческие партии, сторонники страны-противника и т.п. В обществе же восточного типа верховная власть легко мобилизует все ресурсы государства на свои цели, в частности войну.
Не следует из названия статьи делать вывод, что она поддерживает религиозный взгляд на мир; скорее наоборот — например, в статье приводятся аргументы, что мистический фактор поддерживал французскую революцию 1789г., которая была направлена в том числе против религии.
Относительно выраженных примеров вмешательства мистического фактора в историю в статье насчитывается десять:
1) Буря у мыса Афон в 490 г. до нашей эры сорвала первое вторжение Персидской державы в Грецию, которое могло легко завоевать греческие города-государства;
2) Оборона Фермопил в 480 г., в которой героически погиб спартанский царь Леонид, имела большое психологическое значение и мобилизовала греков на войну;
3) Во время этой обороны на море произошло два шторма, которые разбили часть персидских кораблей и способствовали успехам греческого флота;
4) Греция должна была рано или поздно покориться Персии из-за своей разобщённости, но историю спасло появление сильной Македонии: это было монархическое государство, способное к экспансии, но имевшее тесные культурные связи с Грецией. Победа Македонии над Персией привела к частичной экспансии греческой цивилизации на восток (эпоха эллинизма).
5) Македония стала в какой-то степени союзницей греческой цивилизации благодаря личности Александра Македонского, который понял преимущества последней. Это было во многом обусловлено тем, что Александра воспитывал великий греческий философ Аристотель – ситуация достаточно нетипичная для истории;
6) Также мистический фактор сказался в том, что Александр Македонский не погиб в битвах;
7) С другой стороны, неожиданная смерть Александра в 323 году до н.э., в возрасте 32 лет (предположительно - от тифа), предотвратила его намечавшийся поход на Запад, в частности в Италию, который мог пресечь развитие Римской республики;
Когда Римский полководец Юлий Цезарь завоёвывал Галлию, его победа во многом была обусловлена стечением обстоятельств: в решающей битве при Алезии в 52 г. до нашей эры галлы выбрали очень невыгодный для них наступательный бой. Спасая своего вождя Верценгеторика из окружения, они погубили свою армию. Популярность и харизма Верценгеторика сыграла с галлами злую шутку;
9) Приход к власти во Франции Наполеона Бонапарта удачным образом спас от дискредитации идеи французской революции;
10) Поражение Наполеона при Ватерлоо также парадоксальным образом спасло идеи французской революции: если бы Наполеон одерживал победы, он бы всё равно не выиграл войну, и вместо этого Франция стала бы предельно истощена войной, и французы стали бы с проклятиями вспоминать день, когда всё началось;
11) Атомное оружие было изобретено в удивительно удачное время: конец мировой войны, когда Германия уже была побеждена, но война ещё не закончена. Реальное применение атомной бомбы в конце войны имело большое психологическое значение для последующей истории и способствовало становлению ядерного паритета;
12) В морском сражении 1942 при атолле Мидуэй благодаря стечению обстоятельств американский флот одержал полную победу над японским флотом, что способствовало полной капитуляции Японии в конце войны, которая сломила японский милитаризм, и в дальнейшем Япония стала демократической страной и частью западного мира.
В конце статьи приводится попытка рационального объяснения сути "божьего промысла". Говоря кратко, его можно объяснить так: каждый человек на каком-то подсознательном уровне видит будущее, и у него есть "внутренний голос", подталкивающий его к таким поступкам, при которых будущее его и его потомков оптимально. Эти идеи можно встретить в буддизме течения Махаяны.
Статью можно философски обобщить следующим рассуждением: в истории обычно добро побеждает зло не потому, что оно его сильнее, а потому что одно зло уничтожает другое, и на образовавшихся руинах развивается добро. Это происходит вследствие как "божьего промысла", так и других, более понятных законов психологии и жизни.