вопросы о трибополимеризации
вопросы о трибополимеризации
Уважаемые Господа полимерщики, технологи и сведущие в этих областях.
Я по профессии не из вышеупомянутых)) но сейчас мне интерсуют соединения которые используются как добавки в масла для подшипников или любых трущихся металлических деталей, которые в условиях трения металлов образуют полимерные пленки и тем самым защищают трущиеся детали от изнашивания. Поиск по гуглю и в гигапедии дали некие результаты по теме "трибополимеры, трибополимеризация и т.п." но к сожалению в кнгах и статьях я не нашел достаточно информации о том, какие органические мономеры могут быть использованы (используются) в качестве таких добавок.
К сожалению у меня прблемы со временем, поэтому решил обратиться к форумчанам за помощью.
Если кто может поделитесь (порекомендуйте) пожалуйста литературу (книги, обзоры, статьи) касающейся данной тематике. В особенности явлению трибополимеризации и органическим мономерам использзующимся как добавки.
Заранее премного благодарен.
Я по профессии не из вышеупомянутых)) но сейчас мне интерсуют соединения которые используются как добавки в масла для подшипников или любых трущихся металлических деталей, которые в условиях трения металлов образуют полимерные пленки и тем самым защищают трущиеся детали от изнашивания. Поиск по гуглю и в гигапедии дали некие результаты по теме "трибополимеры, трибополимеризация и т.п." но к сожалению в кнгах и статьях я не нашел достаточно информации о том, какие органические мономеры могут быть использованы (используются) в качестве таких добавок.
К сожалению у меня прблемы со временем, поэтому решил обратиться к форумчанам за помощью.
Если кто может поделитесь (порекомендуйте) пожалуйста литературу (книги, обзоры, статьи) касающейся данной тематике. В особенности явлению трибополимеризации и органическим мономерам использзующимся как добавки.
Заранее премного благодарен.
Re: вопросы о трибополимеризации
Смотрите литературу по трибологии (это наука о трении), по добавкам к смазочным маслам, по добавкам к пластичным смазкам.
Но Вам вообще-то нужны специальные работы по трибологическим добавкам в (минеральные? синтетические? моторные?) смазочные масла. (Я так понимаю, что консистентные или пластичные смазки Вас пока не очень интересуют).
Что-то можно найти, скажем в этом отчете: http://www.novsu.ru/file/491172
А вообще-то на границе интенсивно трущихся тел температура может достигать 800-1100 гр.С, так что говорить о "полимеризации" в этом месте бессмысленно, там скорее проходит пиролиз органических веществ с образованием слоя кокса (или графитоподобных структур, может даже и графена) на этих поверхностях. Так что можно о высокотемпературной механохимической поликонденсации что-то еще говорить, но уж никак о "полимеризации". (Кстати, если будете этим заниматься, то мне самому интересно, добавка в масло фенольных/фурановых смол с высоким коксовым числом даст какое-то улучшение трибологии или нет).
Или еще известно, что там идет химическое восстановление металла (скажем, молибдена) из его солей (и других соединений) этим самым свежеполученным пироуглеродом с образованием на трущихся поверхностях тонких пленок металла.
А еще в смазочные масла фуллерены С60 добавляют...
Говорят, полученный эффект все самые-самые смелые ожидания превосходит... 
Но Вам вообще-то нужны специальные работы по трибологическим добавкам в (минеральные? синтетические? моторные?) смазочные масла. (Я так понимаю, что консистентные или пластичные смазки Вас пока не очень интересуют).
Что-то можно найти, скажем в этом отчете: http://www.novsu.ru/file/491172
А вообще-то на границе интенсивно трущихся тел температура может достигать 800-1100 гр.С, так что говорить о "полимеризации" в этом месте бессмысленно, там скорее проходит пиролиз органических веществ с образованием слоя кокса (или графитоподобных структур, может даже и графена) на этих поверхностях. Так что можно о высокотемпературной механохимической поликонденсации что-то еще говорить, но уж никак о "полимеризации". (Кстати, если будете этим заниматься, то мне самому интересно, добавка в масло фенольных/фурановых смол с высоким коксовым числом даст какое-то улучшение трибологии или нет).
Или еще известно, что там идет химическое восстановление металла (скажем, молибдена) из его солей (и других соединений) этим самым свежеполученным пироуглеродом с образованием на трущихся поверхностях тонких пленок металла.
А еще в смазочные масла фуллерены С60 добавляют...


Re: вопросы о трибополимеризации
Коллега, Smol, можно чуть подробнее про добавки C60. ну или сцылкой запустите в меня, очень интересно 

Ищите и обрящите.
Re: вопросы о трибополимеризации
Спасибо Дорогой Smol!! Вообще я скачал кое-какую литературу о трибологии и трибополимеризации (напр. A Study of Tribopolymerisation under Fretting Contact Conditions// Lubrication Science 6-1, October 1993. (6) 51; Applications of the concept of tribopolymerisation in fuels, lubricants, metalworking, and ‘minimalist’ lubrication//Lubrication Science 15-1, November 2002. (15) 73-82, Organic Mechanochemistry and Its Practical Applications, Taylor&Fr, 2006), но к сожалению в них я не нашел инфу о том какие органические мономеры используются как добавки (наверное потому что еще не успел досканально их изучить
).
На данном этапе меня интересуют именно такие добавки которые могут полимеризоваться в условиях трения металлов. Из таких я нашел напр. н-бутилакрилат, гликолевые эфиры дикарбоновых кислот, также встречал b-оксикислоты.
Надеюсь поделитесь любой информацией о таких соединениях.
П.С.

Я так понимаю, что кроме указанных вами случаев в которых температура повышается до уровня 800-1100 оС есть еще и друие случаи в которых наоборот, температура остается низкой, Например в космических аппаратах, для которых актуален вопрос создания таких полимерных смазочных пленок, т.к. замена смазки трудоемкий и неэффективный процесс, и кроме этого глубокий космический вакуум создает иные трудности для использования жидких любрикантов.Smol писал(а):А вообще-то на границе интенсивно трущихся тел температура может достигать 800-1100 гр.С, так что говорить о "полимеризации" в этом месте бессмысленно, там скорее проходит пиролиз органических веществ с образованием слоя кокса (или графитоподобных структур, может даже и графена) на этих поверхностях
На данном этапе меня интересуют именно такие добавки которые могут полимеризоваться в условиях трения металлов
Код: Выделить всё
http://www.nrel.gov/docs/fy00osti/26729.pdf
Надеюсь поделитесь любой информацией о таких соединениях.
П.С.
Семенычу может поинтересовать книжка Organic Mechanochemistry and Its Practical Applications, Taylor&Fr, 2006 его можно найти в гигапедии.Semenych писал(а):Коллега, Smol, можно чуть подробнее про добавки C60. ну или сцылкой запустите в меня, очень интересно
Re: вопросы о трибополимеризации
Т.е. нужен мономер, который полимеризуется (приполимеризовывается) чуть ли не от косого взгляда? Может продажный акрилатный клей как добавка подойдет?
Re: вопросы о трибополимеризации
почему от косого, мона и с прямого)))chemist-s писал(а):Т.е. нужен мономер, который полимеризуется (приполимеризовывается) чуть ли не от косого взгляда? Может продажный акрилатный клей как добавка подойдет?
А если серьезно то это не выдумки или предположения. Есть такое понятие как трибополимризация. Меня именно это явление и в частности мономеры которые используются в качестве добавок к смазочным материалам и интересуют. Поиск не дает достаточных результатов а поскольку я не специализируюсь в этих областях то обратился за помощю к специалистам.
Re: вопросы о трибополимеризации
К сожалению, специалистов-то в России не осталось... Этим у нас занимался ВНИИНП (НефтеПереработки) в Москве, но после того, как его рейдеры захватили (и выгнали на улицу большую часть сотрудников, а архивы выбросили на помойку) я ситуацию там просто не знаю. А так - это их разработки, я с ними не очень знаком.
Может, что-то в публикациях 70-80 годов найдете, хотя это было достаточно секретное направление, могли особо и не публиковать
В любом случае - это не очень на полимеризацию похоже (я просто не могу представить себе непредельный мономер, длительно выдерживающий условия работы в смазочной системе ДВС), скорее все-таки это - поликонденсация, механохимическое и термохимическое отверждение неких смол...
А для разьемов космических скафандров делались твердые смазки, на основе разных отверждающихся систем и наполнителей (типа дисульфида молибдена и нитрида бора). Это я знаю, у меня жена в этой лаборатории работала
Может, что-то в публикациях 70-80 годов найдете, хотя это было достаточно секретное направление, могли особо и не публиковать

В любом случае - это не очень на полимеризацию похоже (я просто не могу представить себе непредельный мономер, длительно выдерживающий условия работы в смазочной системе ДВС), скорее все-таки это - поликонденсация, механохимическое и термохимическое отверждение неких смол...
А для разьемов космических скафандров делались твердые смазки, на основе разных отверждающихся систем и наполнителей (типа дисульфида молибдена и нитрида бора). Это я знаю, у меня жена в этой лаборатории работала

Re: вопросы о трибополимеризации
Спасибо дорогой Smol. Я тут еще пошарил в инете и нашел еще несколько книг и статьей по данной тематике (Lubricant Additives: Chemistry and Applications; Surface Effects in Adhesion, Friction, Wear and lubrication; Chemistry and Technology of Lubricants и т.п.) надеюсь там найти интересуемое.))
Re: вопросы о трибополимеризации
Желаю успехов! 
А у Вас только теоретическое исследование, или и практическая часть (в смысле - испытание всяких разных веществ в рецептуре смазочного материала) тоже будет?

А у Вас только теоретическое исследование, или и практическая часть (в смысле - испытание всяких разных веществ в рецептуре смазочного материала) тоже будет?
Re: вопросы о трибополимеризации
Для начала розыскиваем литературу. Если найдем подходящие нам пункты то займемся этим посерьезнее.
Спасибо еще раз за отзывы и пожелания.
Спасибо еще раз за отзывы и пожелания.
Re: вопросы о трибополимеризации
Насчет трибополимеризации- а откуда у энтой идеи ноги растут?
Т.е. я например не ожидаю, чтобы от полимеризации смазки (от трибовоздействия, или иного какого косого взгляда) наступало хоть какое-нибудь Щастье для узла трения. Ну ежели только за счет графитизации?
Также я бы заметил , что слухи о безумной пользе фулерена С-60, мягко говоря очень сильно преувеличены.
А что касаемо твердых смазок WS, WSe , в т.ч и в нанопорошке - это велкам, можем трошки насыпать.
Т.е. я например не ожидаю, чтобы от полимеризации смазки (от трибовоздействия, или иного какого косого взгляда) наступало хоть какое-нибудь Щастье для узла трения. Ну ежели только за счет графитизации?
Также я бы заметил , что слухи о безумной пользе фулерена С-60, мягко говоря очень сильно преувеличены.
А что касаемо твердых смазок WS, WSe , в т.ч и в нанопорошке - это велкам, можем трошки насыпать.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя